Содержание статьи
- 1 Правила здорового образа жизни для школьников
-
2 Основные элементы процесса воспитания здорового образа жизни подростка:
- 2.1 Разрабатываем персональный план здорового образа жизни.
- 2.2 Вырабатываем правильные стереотипы.
- 2.3 Следите за своим поведением.
- 2.4 Поиск авторитетов вне круга семьи.
- 2.5 Мотивируем ребенка вести здоровый образ жизни.
- 2.6 Мотивация должна строиться на таких принципах:
- 2.7 Задействуйте материальные стимулы.
Следить за состоянием и поддерживать здоровье детского организма – одна из важнейших задач родителей. Здоровый ребенок, взрослея, гораздо быстрей включается в общественную жизнь, реализует себя в профессии и с большим успехом справляется с преградами и трудностями, которые встают на его пути.
Крепкое здоровье особенно важно в школьном периоде – это обеспечит ребенку бодрость, энергичность, будет способствовать лучшему восприятию информации и успешной учебе. Таким образом, главная задача родителей и учителей – привить детям тягу к здоровому образу жизни.
Конечно, основная нагрузка здесь ложится на плечи родителей. И если до 12 лет им вполне успешно удается контролировать режим дня и привычки своего чада, то после достижения этого возраста и по мере взросления выполнять эти функции становится все сложней. Это естественный процесс – дети начинают рассуждать самостоятельно, требуют большей свободы, у них появляются свои точки зрения на определенные вещи. В их поведении и образе жизни могут происходить кардинальные перемены. Задачей родителей на этом этапе является приложение максимальных усилий к тому, чтобы их противостояние с ребенком не достигло критической точки.
Не стоит удивляться, если правила здорового образа жизни, которым с радостью следовал ребенок младшего школьного возраста, вдруг станут игнорироваться при переходе в старшие классы.
Перемены, несомненно, имеют место. Но они должны быть постепенными, однозначно – с учетом изменившихся интересов и потребностей ребенка (в разумных пределах, конечно). Неизменным должно оставаться одно – и в младшем возрасте, и по мере становления необходимо прививать детям интерес к правильному образу жизни. Опять же, с учетом индивидуальных особенностей подрастающей личности.
Правила здорового образа жизни для школьников
Конечной целью процесса воспитания здорового образа жизни является формирование у школьника действенной мотивации, которая вырабатывала бы у него осознание того, что здоровый образ жизни – это не только необходимо, но и правильно, интересно и полезно. Важно, чтобы включилась так называемая самомотивация, и школьник желал и стремился придерживаться здоровых правил.
Например, можно выделить день, когда вы будете покупать ребенку не полезную пищу, которую он так любит, а в остальное время пусть питается здоровыми продуктами. Так и вреда организму не нанесете, и сможете избежать истерик и озлобленности со стороны ребенка из-за ваших бесконечных отказов.
При отношениях с детьми никогда не забывайте, что они – это тоже личности, пусть пока и такие маленькие. И эти личности обладают такой же свободой воли, как и вы сами. Поэтому главное, что необходимо помнить в процессе воспитания, в том числе и воспитания здорового образа жизни – учет потребностей и стремлений подрастающего человека. Нельзя постоянно игнорировать желания ребенка и осаживать проявления его свободной воли. Всему есть предел. Если его пересечь, можно вырастить человека с выраженными психическими расстройствами, склонностями к депрессиям и нервным срывам.
Основные элементы процесса воспитания здорового образа жизни подростка:
-
Разрабатываем персональный план здорового образа жизни.
При вырабатывании тяги у школьника к ведению здорового образа жизни важно
соблюдать баланс между стремлением укрепить и сохранить его здоровье и индивидуальными особенностями, присущими каждому человеку.
Несомненно, в валеологии (валеология — наука о здоровом образе жизни, подробней тут) есть ряд теорий, утверждающих о необходимости неукоснительного следования абсолютно всем составляющим здорового образа жизни. Но это приведет, скорей всего, к тому, что попытки унифицировать детей в вопросах здорового образа жизни с раннего возраста окажутся не только безрезультатными, но и вредными для людей, имеющих определенные особенности организма.
Четкое следование всем правилам развивает в ребенке внутренний конфликт, который, в конечном счете, получит свое выражение. Часто это проявляется в реакции отрицания. Ребенок взрослеет, постепенно ощущает уменьшение власти родителей над собой и начинает отрицать устоявшиеся правила и привычки, делая все в противовес им: переедать сладкого или жирного, часами сидеть у телевизора или компьютера, начать курить и употреблять алкоголь.
Чтобы избавить себя и ребенка от такого негативного поворота событий, нужно разработать для него индивидуальный план здорового образа жизни и включить в него не только свои требования, но и приемлемые (с вашей точки зрения) и чрезвычайно важные (с точки зрения ребенка) пункты.
-
Вырабатываем правильные стереотипы.
Если повторять определенные действия или процессы регулярно с самого детства, то они постепенно войдут в привычку, и достигнут уровня автоматизации: иногда человек может совершать какие-либо манипуляции, даже толком не осознавая их смысла в данный момент, просто он привык это делать. Используйте этот дар эволюции во благо – старайтесь вырабатывать у ребенка полезные и правильные стереотипы. Но не забывайте доводить до него значимость и смысл тех или иных действий (например, как важно чистить зубы или мыть руки перед едой), стараясь сделать это максимально просто и понятно с учетом его возраста и степени развитости интеллекта.
-
Следите за своим поведением.
Часто родительский пример в глазах ребенка играет решающую роль в формировании его будущей личности, в том числе – и в выработке соответствующего отношения к правильному образу жизни.
Этого можно добиться путем успешности в профессиональной сфере, создания атмосферы заботы, любви и понимания в семье, способности принимать и нести ответственность за последствия жизненно важных решений, демонстрации личной приверженности здоровому образу жизни.
-
Поиск авторитетов вне круга семьи.
Если родительский авторитет для подростка подвергается сильнейшей проверке, то авторитет сторонней личности может стать незыблемым. У ребенка появляются кумиры, поведение которых он начинает копировать.
Ваша задача – постараться повлиять на пристрастия чада, ведь сейчас большинство актеров и исполнителей с трудом можно привести в качестве примера правильного поведения и образа жизни. Опускать руки не стоит, просто нужно хорошо изучить его биографию, выделить в ней интересные факты, плюсы и минусы новоявленного кумира и обсудить это с ребенком.
Например, солист группы, который излечился от алкоголизма или наркотической зависимости, в зрелом возрасте осознал свои ошибки и начал призывать своих поклонников вести здоровый образ жизни.
Необходимо донести до ребенка смысл чужих ошибок, чтобы он не наделал своих.
-
Мотивируем ребенка вести здоровый образ жизни.
Здесь необходимо учитывать возраст и индивидуальные качества школьника. Мотивируя ребенка, необходимо акцентировать внимание на проблеме, актуальной именно для его возраста.
Если вы начнете рассказывать десятилетнему ребенку о том, как важно вести здоровый образ жизни сейчас, чтобы избежать инсульта в старости, то это вряд ли можно назвать примером хорошей мотивации. Проблема должна быть ограничена относительно коротким временным интервалом – от одного года до двух-трех лет. Ведь для ребенка все, что вы рассказываете «наперед», кажется невероятно далеким и не представляет сильной значимости.
Мотивация должна строиться на таких принципах:
-
Самосохранение.
Необходимо ориентировать на самосохранение ребенка при возникновении опасной ситуации или если у него имеются серьезные проблемы со здоровьем.
Важно донести до него, что каким бы сильным не было какое-либо его желание, тяга к риску или потребность в чем-то, всегда нужно думать о том, может ли это, в конечном счете, стать угрозой для его жизни или здоровья. Хороший пример мотивации самосохранения – отказ от наркотиков.
Если с детства ребенок будет знаком со статистикой смертности среди молодых людей-наркоманов, это может стать для него мотивирующей силой, блокирующей желание употреблять наркотики.
Здесь тоже важно найти правильный подход к мотивации самосохранения. Ее необоснованные проявления тоже могут принести вред и потерять доверие ребенка. Возможна такая ситуация: родители все время твердят о смертельном вреде сигарет, но дети видят, что все вокруг курят и по-прежнему живы и внешне здоровы.
Подросток утрачивает доверие к родителям и процесс дальнейшего воспитания сильно осложнится.
Правильней будет сделать акцент на том, что курение ограничивает свободу воли человека, вызывая зависимость, а также на том, что спустя время (для каждого человека, независимо от возраста, разное) курильщики будут иметь серьезные проблемы со здоровьем.
-
Следование правилам общественного образа жизни.
Принятие ребенка обществом для него важно не меньше, чем для взрослого. Неумение строить отношения с окружающими воспринимается крайне болезненно.
Мотивация следования правилам общества особенно остро проявляется в подростковом возрасте. Ребенок может перенимать привычки других детей (не всегда правильные), чтобы вызвать общественное одобрение и быть принятым в группу. Важно проследить за тем, чтобы он попал в правильное окружение – можно записать его в спортивную секцию, что станет отличным стартом для здорового жизненного образа.
2.1. Мотивация социализации.
Доведите до сознания ребенка, что стремление быть принятым в общество двояко. Кто-то хочет занять более авторитетное положение, вливаясь в асоциальные компании, где дети начинают пробовать наркотики, алкоголь и курить. А кто-то стремится совершенствовать себя и свою физическую форму, уделяя время здоровью.
2.2. Мотивация удовольствия.
Здоровое подтянутое тело хорошо стимулирует вести правильную жизнь. Ведь когда болеешь, нельзя бегать и играть на улице с другими детьми. Стремясь как можно скорей выздороветь, ребенок активней начинает соблюдать правила здорового образа жизни.
2.3. Сексуальная мотивация.
Вопросы сексуальной мотивации актуальны для старшеклассников. Желание сделать свою фигуру более привлекательной для противоположного пола и забота мальчиков о сексуальной силе могут стать хорошими мотивами к здоровому образу жизни.
-
Задействуйте материальные стимулы.
Помните, что все, что красиво внешне и приятно для использования, становится отличным стимулом здорового образа жизни. Это может быть детская зубная щетка с любимым героем мультфильма, сделанный на заказ спортивный инвентарь или спортивная одежда (все с тем же любимым героем), занятия в современном спортивном центре, привлекающим необычностью сооружения, здоровая и красивая внешне пища.